Закон РФ от 14.01.1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества
Увековечению подлежит память:
— погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
— погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
— умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
— погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.
Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
— сохранение и благоустройство воинских захоронений, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
— сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
— занесение фамилий погибших при защите Отечества и других сведений о них в книги Памяти;
— создание мемориальных музеев, организация выставок, сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
— публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам;
— присвоение фамилий и имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, предприятиям, учреждениям, в том числе образовательным, организациям, воинским частям, кораблям и судам;
— установление памятных дат и Всероссийского дня Памяти.
По решению органов государственной власти и управления, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Раздел II. ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества
Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества
Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей — на органы военного управления.
Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят органы местного самоуправления.
При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
Захоронение погибших в ходе военных действий проводится соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления, а на территориях других государств — представительствами Российской Федерации. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов — на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.
Статья 7. Восстановление воинских захоронений
Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.
Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.
Раздел III. ПОИСКОВАЯ РАБОТА
Статья 8. Организация поисковой работы
В целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших или имен пропавших без вести проводится поисковая работа. Она организуется и проводится общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы.
Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы
Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в части захоронения погибших — органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.
Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
Раздел IV. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения — органы местного самоуправления.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества:
— руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;
— разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
— организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;
— осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;
— организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;
— рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;
— осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона.
Министерство обороны Российской Федерации:
— по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;
— участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации;
— ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
— координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Российской Федерации и на территориях других государств;
— совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;
— участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;
— рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.
Органы военного управления:
— принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
— оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;
— осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
— участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;
— ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;
— оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации:
— ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
— принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
— участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
Министерство внутренних дел Российской Федерации:
— обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;
— в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;
— ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
— принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
— определяет порядок издания книг Памяти в системе Министерства.
Министерство иностранных дел Российской Федерации:
— разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;
— через свои представительства в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует учет и паспортизацию воинских захоронений на территориях других государств;
— согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;
— регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;
— устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Российской Федерации родственниками погибших (умерших) — гражданами других государств.
Служба внешней разведки Российской Федерации:
— ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
— принимает участие в установлении судеб пропавших без вести;
— участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
Федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации:
— обеспечивает полиграфическую базу для издания Всероссийской книги Памяти;
— обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.
Федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства:
— организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;
— принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок федерального значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим федерального значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.
Органы местного самоуправления:
— осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации;
— абзацы четвертый — шестой утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
— создают резерв площадей для новых воинских захоронений;
— абзацы восьмой — девятый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
— В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации могут осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Раздел V. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Расходы на проведение осуществляемых Правительством Российской Федерации мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из федерального бюджета.
Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Российской Федерации осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.
Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Дом Советов России

14 января 1993 года
N 4292-1

 

все Законы о ветеранах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *